«Еврейская девочка в Шанхае»

«Еврейская девочка в Шанхае»Сначала Ву Линь всего боялась. Бегство на корабле из нацистской Европы, далекий Шанхай, кругом чудны́е китайцы и диковинные иероглифы. Но обычная китайская семья приняла маленькую беженку как родную, а дружба с китайским мальчиком Чжоу А-Генем помогла ей снова обрести радость жизни.

С тех пор миновало пятьдесят лет. Ву Линь приезжает в Китай и встречается с другом детства…

Таков сюжет полнометражного мультфильма, вышедшего на китайские экраны в последние дни мая. Фильм «Еврейская девочка в Шанхае» выпущен Шанхайской студией анимационных фильмов и основан на изданном в 2008 году одноименном комиксе, чей автор, писательница Ву Линь, и подарила главному персонажу фильма свое имя.

Мультфильм явно рассчитан на экспорт: международные прокатчики уже заинтересовались, а в китайских кинотеатрах он идет сразу с английскими субтитрами, благо и аудитория имеется — в Шанхае, если кто забыл, аккурат в мае открылась Всемирная выставка 2010 года. Видимо, как раз поэтому круглоглазый Чжоу смахивает на усредненного европейского мальчика, а Ву Линь получилась у китайских аниматоров рыжая, с голубыми глазами и легким намеком на еврейский шнобель.

Но шутки в сторону, потому что «Еврейская девочка в Шанхае», несмотря на хэппи-энд, в общем-то рассказывает о Холокосте. И об одной из его малоизвестных страниц — о том, как Шанхай стал спасительной гаванью для более чем 30 тысяч евреев, бежавших сюда из нацистской Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польши и Литвы. Оккупированный японцами с 1937 года, Шанхай был единственным местом в мире, где от беженцев не требовали ни паспортов, ни виз.

Эти 30 тысяч стали третьей еврейской общиной Шанхая периода новой истории. Первой считались «багдади», евреи из Ирака, появившиеся в Китае еще в середине XIХ века. Среди небольшой, но весьма богатой и влиятельной общины были отцы-основатели виднейших предпринимательских династий Гонконга, гордые и англизированные Сассоны и Кадури. Вторую общину составляли русские евреи, нашедшие в Китае убежище от погромов и бедствий революции и гражданской войны.

Третья волна беженцев была разношерстной. Одни, евреи из Польши и Литвы, спасенные «праведником мира», японским дипломатом Тиунэ Сугихарой, пересекли на поезде всю территорию СССР. Другие прибыли из Европы на роскошных круизных лайнерах.

Районы Шанхая, где поселились беженцы, преобразились на глазах. Появились магазины одежды, рестораны, книжные и сапожные лавки, фабрики, немецкие булочные и австрийские кафе — недаром один из районов, где поселились беженцы, прозвали «маленькой Веной». Открылись религиозные школы и синагоги. Еврейские музыканты играли в Шанхайском филармоническом оркестре, ставились театральные спектакли и даже (гевалт!) работали кабаре.

admin