Еврейские имена в дореволюционной России

Еврейские имена в дореволюционной РоссииПроцесс присвоения фамилий евреев в России растянулся на долгие годы. Сопротивление присвоению фамилий было связано с возникновением всевозможных трудовых, а особенно, военных повинностей. Так, в России не брали на военную службу старших сыновей в семье, поэтому для затруднения учета, зачастую младшие сыновья получали фамилию, отличную от старших братьев и уже не подлежали воинскому призыву.

В 1844 году в связи с переписью евреев и подчинения их городским властям, постановлялось: «каждому еврею, главе семейства, объявляется, каким именем и прозванием он записан по ревизии, внесен в посемейный и поалфавитный списки и должен именоваться так в паспортах и всяких актах».

Зачастую власти присваивали еврею несколько имен, перечисляя их по разным документам, в некоторых он именовался своим библейским именем, а в некоторых – уже по новому Положению. Зачастую, имена носили уничижительный оттенок – Мошка, Хаимка, Иоська, что подвигло писателя Рабиновича на исследование «О собственных именах у евреев», в котором он доказывал, что евреев имеется много благозвучных имен и убеждал их повышать свое национальное самосознание и не употреблять уменьшительные клички.

Однако, эффект оказался противоположным – начались ходатайства евреев, особенно купцов, живших за чертой оседлости и зачастую страдавших от своей национальной принадлежности, о присвоении им христианских имен. Специальная комиссия в 1893 году разрешила присваивать любые имена, только новорожденным детям.

admin