Наум — древнееврейское имя

Наум - древнееврейское имяНаум – это древнееврейское имя, в переводе означающее утешитель. Именины проходят 9 августа (27 июля), а покровителем этого имени является Святой Наум, который был священнослужителем и последователем Кирилла и Мефодия. Те Наумы, чьи именины приходятся на 14 (1) декабря имеют другого покровителя — святого пророк Наум, который родился за 700 лет до наступления рождества Христова. Именно этим пророком было предсказано уничтожение города Вавилона (Ниневии), так как жители этого города опустились в своей нечестивости и разврате, он же сказал, что апостолы Христа будут проповедовать веру Христову и распространять ее по миру не без успеха. Согласно древним обычаям 14 декабря наступает день Наума-грамотника, в связи с этим возникла поговорка «Пророк Наум поставит на ум!». Читать далее

Еврейские фамилии в России

Еврейские фамилии в РоссииДо последней четверти XVIII столетия было весьма незначительным количество евреев в Российской империи и в Московской Руси, и был ограничен их допуск в Россию. К концу XVIII столетия относится массовое появление евреев в России, это связано с тремя разделами Польши, в 1772, 1793 и 1795 годах, в результате которых к России были присоединены литовские, украинские, белорусские воеводства, в которых большое количество евреев проживало. Свыше 40 тысяч еврейских семейств проживало только в двух губерниях: Полоцкой и Могилевской, которые образовались в 1772 году на территориях, которые были присоединены к России. В соответствии с русским сословным законодательством организовывались новые земли. «Инородцами» были признаны новые еврейские подданные, и проживание в «коренных» русских губерниях им было запрещено. Читать далее

Нюансы еврейских имен

Нюансы еврейских именСуть человека, явления или вещи определяет имя, это известно из Торы. Глубокий смысл в нем заложен, это не просто слово-обозначение, или слово-название. Индивидуальные особенности каждого отдельного вида пытался отразить Адам, присваивая имена представителям животного мира. Нееврейские имена сегодня имеют ассимилированные евреи. И это не их вина зачастую, так жизненные обстоятельства складывались. Необходимость этого очень важно понять, и еврейское имя выбрать себе. В любом возрасте это можно сделать, очень проста и доступна каждому процедура изменения имени. Для себя необходимо выбрать то имя, которое вам нравится больше всего, об этом друзьям и родственникам сообщить, и попросить, чтобы по-новому они вас называли. В то время, когда к чтению Торы в синагоге вызывают мужчину, он может изменить свое имя. Читать далее

Исторические корни многообразия

Исторические корни многообразияВ несколько раз больше, чем в другой стране мира в Израиле применяется множество имен, так свидетельствуют исследования. Этот факт не удивителен, так как в Израиль приезжают на постоянное место жительство евреи со всего мира, которые носят имена, присущие тем странам, где они родились. Но еще и местное израильское имятворчество расцвело. Все новые и новые имена создают израильтяне и называют ими своих детей.
В этой области я не претендую на всестороннее и серьезное исследование, пусть специалисты занимаются этой проблемой. Перед тем, как у меня должен был родиться первый внук, возник вопрос, как его назвать. Его отец хотел назвать ребенка в честь своего деда по имени Лейбеле. Но, мой сын также носит имя Лева. Приемлемый выход необходимо было найти. Был таков ход рассуждений, так как в иврите существует несколько слов для обозначения льва. Так, молодой лев или львенок называется Кфир. Читать далее

Иcтория еврейcких фамилий

Иcтория еврейcких фамилий

Еврейcкие фaмилии можно рaзделить нa неcколько типов.Иccледовaтели,
еcтеcтвенно, предлaгaли рaзличные cиcтемы их клaccификaции. Cиcтемa, которую рaзрaботaл Йохaнaн Арнон, облaдaет кaк некоторыми преимущеcтвaми, тaк и определенными недоcтaткaми. Тем не менее, онa позволяет cформулировaть некую четкую именную cтруктуру.
Здеcь необходимо проводить рaзличие между фaмилиями, которые их ноcителям предcтaвляютcя крacивыми, хоть они безвкуcны, и теми, которые вызывaют рaзличную cтепень оттaлкивaния или дaже отврaщения. Между иccледовaтелями cущеcтвует cпор отноcительно cтепени жеcтокоcти членов комиccий, зaнимaвшихcя «дaровaнием фaмилий» евреям в Авcтро-Венгерcкой империи и, в чacтноcти, в Гaлиции. Еcли еврей являлcя перед комиccией c зaготовленной фaмилией, которaя не вызывaлa у ее членов возрaжений, можно предположить, что обычно ему приcвaивaли именно эту фaмилию. Читать далее

Современные имена

Современные именаПростор фантазий при современном имятворчестве в Израиле определен как историческими факторами – в страну прибывают евреи, ранее проживающие по всему миру, которые носят имена, адаптированные к прежним местам проживания, так и обьективными – радостью нации по поводу обретения исторической родины, желанием выразить в именах своих детей надежды и чаяния своего народа.

Имена, выражающие чувства любви: Яфа, Яфит, Шифра (красивая); Хэн (симпатия, шарм), Ахува (любимая), Хавив — Хавива (дорогой\\ая), Хемда (милая), Айелет (от Айелет ахавим — возлюбленная), Това (хорошая, добрая), Ной — Нава (оазис, отдохновение), Тирца (желанная), Адин — Адина (нежный\\ая), Наама, Ноэми — Ноам (приятная\\ый), Эден — Эдна (нега, райский сад), Эхуд (симпатичный), Эран (бодрый), Реут (дружба). Читать далее

Двойные имена

Двойные именаОбычай давать детям двойные имена появился не так давно.

В древности второе имя человек получал только в случае тяжелой болезни в целях обмануть ангела смерти, и это имя, как правило, было связано с надеждой на его выздоровление — Хаим, Хай (Жизнь) или Рафаэль — (Выздоровление). Обряд совершался раввином, сопровождался молитвой о его выздоровлении и неоднократным произнесением нового имени, включающем первое и вновь данное.

Несколько веков назад у сефардов (испанские евреи) и ашкеназов (германские евреи) появился обычай кроме основного имени (руф номэн) давать второе светское имя. По причине использования евреями в Изгнании европеизированного языка – идиш, детям начали давать имена, состоящие из лингвистических пар иврит-идиш, которые были связаны между собой либо по смыслу: Арье-Лейб (Лев), Цви-Гирш (Олень), либо по созвучности: Менахем-Мендл, Эфраим-Фишл. Читать далее

Имена, взятые у природы

Имена, взятые у природы  Как правило, такие имена тоже достаточно древни и их происхождение относится к тем временам, когда человек как бы заимствовал качества, присущие явлениям природы, знакам зодиака, временам года, представителям животного и растительного мира.

Такие качества животного мира предполагались у людей с именем Цви (Олень) – быстрота, грациозность, Двора (Пчела) – трудолюбие и кропотливость, Арье (Лев) – сила и величие, Ципора (Птица) – стремительность и вольность, Дов (Медведь) – мощь и мужественность. Все мы помним библейскую историю кроткой и покладистой Рахели (Овечка), которая будучи обещана в жены Яакову, не стала противиться воле отца и безропотно ждала, когда ее жених отработает очередные долгие семь лет, чтобы женится на ней. Читать далее

Имена, связанные с именем Бога

Имена, связанные с именем БогаКонечно же, поскольку имя человека у евреев тесно связано с судьбой, считается нелишним заручиться покровительством Всевышнего. Часто давали имена, содержащие часть или полностью имя Бога.

Приставка Эль (Э), означает присутствие Бога в таких именах, как Эммануил (С нами Бог), Эльханан, Элазар, Элиэзер, Элимелех (Бог мой царь), Элиор (свет Бога), Элиад (вечность Бога), Эльяким (Бог воздвигнет), Эльяшив (Бог возвратит), Элькан, Элиав и Элия (в русской транскрипции Илья), этот же суффикс мы находим в именах Даниэль (Судья мой Бог), Рафаил, Рафаэль (Исцели Бог), Йерахмиэль, Матанэль (дар Б-оий), Натаниэль, Шмуэль и Йехезкель, Йонатан (Бог дал), Йохай, Йоэль. Приставка Йе – в именах Йехуда, Йехошуа (Бог в помощь, Спасение), Йехоаким. Читать далее

Танахические (библейские) имена

Танахические (библейские) именаК таким именам относятся упоминаемые в священных религиозных книгах евреев – Пятикнижии, Талмуде, Мидраше и книгах Пророка или писании. Это неисчерпаемый источник вдохновения для еврейских (и не только) родителей по сей день, правда, здесь следует учитывать особенности произношения этих имен в транскрипции переводов священных книг на различные языки мира.

Сами имена (а только в одной Библии упомянуто около 2800 персонажей) могут нести какую-то смысловую нагрузку, а могут и ничего не означать. Так, например, имя такого популярного персонажа, как Адам являет производным от нескольких слов – «земля», «красный» и «кровь» и может означать «Состоящий из глины и крови». Читать далее